Об осознании интервалов в их ладовом и мелодическом значении

1. Слушая или интонируя мелодический интервал, его можно представлять себе по-разному. Наиболее полноценным является осознание ладового значения звуков интервала (т. е. их отношение к тонике лада) и вместе с тем соотношения ступеней между
собой. В этом случае интервал внутренне прослушивается как мелодический ход с одной ступени лада на другую, иными словами, осознается самостоятельное выразительное значение интервала.

Не всегда, однако, интервал осознается именно таким образом. Нередко звуки интервала представляются лишь в качестве крайних звуков какого-либо отрезка гаммы (с пропуском нужного количества ее ступеней) или же как последование двух ладовых ступеней, как скачок с одной ступени на другую. При этом соотношение ступеней интервала между собой, а следовательно, его самостоятельная выразительность, не осознается. Легко понять, что одностороннее представление об интервале отрицательно сказывается на качестве его интонирования.

2. Лад придает интервалу интонационное значение. Ладовые свойства интервалов, приобретаемые в соотношении с первой, тонической, ступенью, переносятся в известной мере на другие интервалы, то есть на аналогичные соотношения между другими
ступенями лада. Одним из наиболее ярких проявлений подобной
переменности ладовых ступеней является отношение I ступени к IV ступени, уподобляющееся при известных обстоятельствах отношениям доминанты к тонике.1

Ладовое многообразие интервала проявляется в двух планах: в одном и том же ладе может быть несколько интервалов одного качества (скажем, большие терции в натуральном мажоре); с другой стороны, одни и те же интервалы встречаются в разных ладах; конкретно обогащаясь реальной структурой лада, они сохраняют тем не менее то, что устойчиво в их выразительности как интервала. Устойчивая выразительность интервала сохраняется и нередко служит опорой для их интонирования еще до выявления ладотональности: сам-то лад выявляется через интервальные соотношения и через взаимодействие интервалов. Это важно знать для понимания модуляционных связей между ладами и тональностями, осуществляемых через трансформацию ладового значения интервала, связывающего разные тональности. Связь осуществляется именно через изменение ладового значения интервала, сохраняющего, однако, свое устойчивое выразительное значение.