О консонантности и диссонантности интервалов

Одновременное сочетание двух звуков (гармонический интервал) может производить впечатление большей или меньшей согласованности, большего или меньшего слияния, более резкого или более мягкого звучания. Интервалы, в зависимости от степени гармоничности, согласованности составляющих их ступеней, разделяются на две группы — консонансы и диссонансы.

Консонанс, — поясняет педагог,— это интервал, звуки которого сливаются в стройное, согласное созвучие; диссонанс это интервал резкого, несогласованного звучания. Звуки диссонанса не сливаются в сознании и раздражают слух; поэтому он требует разрешения, то есть перехода в консонанс.

Консонантность или диссонантность гармонического интервала определяется прежде всего его физическим (акустическим) строением. В зависимости от степени сложности соотношения частот колебаний звуков интервала он относится к физическим консонансам или диссонансам. Если это отношение простое, интервал является консонансом (1:1 — прима, 2:1 — октава, 3:6 — квинта, 4:3 — кварта и т. д.). Если отношения частот звуков интервала сложны, интервал является диссонансом (9:5—малая септима, 9:8 — большая секунда, 15:8 —большая септима, 16: 15 — малая секунда и т. д.).

Лад, ладовое (функциональное) значение звуков интервала вносит серьезную поправку в характер консонирования или диссонирования интервала. Звуки интервала могут быть опорными, устойчивыми ступенями лада или неустойчивыми ступенями лада.

Большая терция соль— си, например, в Соль мажоре звучит не только консонансом, по и устойчивым интервалом. Этот же интервал в До мажоре, оставаясь консонансом, звучит неустойчиво и требует разрешения в устойчивый интервал. Большая секунда фа — соль в изолированном виде звучит резче, чем эта же секунда в составе доминантсептаккорда до-мажорной тональности: ясность ладового значения этой секунды, мелодическая логика разрешения звуков интервала значительно смягчает для нашего слуха звучание диссонанса. В этом, в частности, сказывается отличие музыкального воздействия интервала от его физического воздействия.

Из сказанного ясно, что устойчивый интервал (тоническая терция, квинта, кварта, октава, секста) всегда является консонансом, но не всякий консонанс является устойчивым интервалом. Любой диссонанс неустойчив, так как включает хотя бы один из неустойчивых звуков лада; однако не всякий неустойчивый интервал является диссонансом.

Отсюда следует необходимость в четком пояснении учащимся того обстоятельства, что неустойчивость интервала не следует отождествлять с диссонированием и что, с другой стороны, диссонанс не всегда «неблагозвучен», не всегда представляет собой «звучания врозь». Следует различать акустический диссонанс от ладового. Эстетические нормы традиционной классической музыки требовали, чтобы диссонансы носили подчиненный характер по отношению к консонансам.

Эти нормы претерпели радикальные изменения в музыке наших дней.