О ступеневой и тоновой величине интервалов

После того как учащемуся было дано определение интервала, педагогу следует остановиться на том, что такое величина интервала. По этому' вопросу нужно учесть следующие соображения: для воспитания правильного представления о величине интервала следует договориться о замене терминов «количественная величина интервала» и «качественная величина интервала» соответственно терминами ступеневая величина и тоновая величина.

В учебной практике иной раз под количественной величиной интервала принято понимать число ступеней интервала, а под качественной — число тонов в интервале. Совершенно очевидно, что между словом «качество» и содержащимися в интервале тонами трудно установить смысловую связь. По-видимому, термин «качество» был подобран для противопоставления термину «количество». Легко указать 2 интервала, содержащие одинаковое количество тонов (малая терция и увеличенная секунда, например), которые по принятой терминологии должны считаться качественно одинаковыми, а в действительности совершенно различны именно в качественном отношении.

Гораздо более точно раскрывают свойства интервалов и их  соотношение  между  собой  приведенные  выше  термины «ступеневая» и «тоновая» величина, поскольку количество ступеней и количество тонов совместно определяют качество интервала. Таким образом, термин «качество интервала» может быть сохранен в его подлинном по смыслу значении для определения выразительности интервала в целом.

Имея в виду последующее изучение конкретных интервалов в ладе, надо признать ступеневую величину интервала важнейшей. Тоновая величина всегда присутствует, однако осознаются в ладовом интонировании прежде всего ступеневая величина и качество интервала в целом, что и определяет интонирование.

Величина интервала определяется количеством ступеней звукоряда (гаммы), которые охватываются звуками интервала, и количеством тонов между основанием интервала (его нижним звуком) и его вершиной (верхним звуком); количество тонов интервала равняется сумме тонов, разделяющих ступени.

Взяв для примера любой интервал, скажем, терцию, педагог указывает на то, что количество ступеней этого интервала — 3 ступени и тем самым определяет его ступеневую величину. Что касается его тоновой величины, то она будет различной в большой (2 тона) и малой (1 1/2 тона) терции. Сочетание ступеневой и тоновой величины интервала дает конкретное качество интервала.