Сочетания гармонических и мелодических тритонов

Сочетания гармонических и мелодических тритонов использованы Римским-Корсаковым для выражения тревожного набатного призыва перед сценой веча в «Псковитянке», Бородиным в опере «Князь Игорь» в различных образных контекстах.

Бородин применяет секундовые сдвиги тритонов в пунктирном маршевом движении, когда Кончак переходит к батальным воспоминаниям.

В речитативе тритоны в сопровождении дают тонкий комментарий к словам Кончака, как бы вскрывают их интонационный подтекст.

Яркая образность и необычность тритона пронизывают весь интонационный строй образа Черта в опере «Ночь перед рождеством» Римского-Корсакова.

На интереснейший факт значения тритона как интервала, обусловливающего соотношение гармонических последований или  тональных  связей  в  русской  музыке,  указал  Асафьев в исследовании о Глинке на примере «Марша Черномора» и на ряде других примеров тональных соотношений в опере «Руслан и Людмила» («Глинка»).

Кульминация известной элегии Рахманинова — поражающий эмоциональный взрыв в конце первой части — зиждется на гармониях тритонового соотношения: нонаккорд на ля многократно сочетается с нонаккордом на ми-бемоль (см. Piu vivo, 13 тактов от appassionato до ферматы).

Вступительные аккорды к IV действию оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова также связаны скрытым соотношением основных тонов в интервалах тритона, что, вместе с нисходящей хроматической гаммой и целотонной гаммой (через такт), определяет выразительность этих аккордов «недоброго предчувствия».

Связь мелодических хроматизмов и тритоновых отношений в гармонии с художественным образом очевидна в примере из «Снегурочки» Римского-Корсакова (здесь приводится мелодико-гармонический рельеф фактуры).

Широко используются тритоны в музыке современных композиторов. Сильно  впечатляют тритоны в Траурной  музыке В. Лютославского для струнного оркестра — взаимодействие мелодических и гармонических тритонов создает сосредоточенно скорбную напряженность.

Сказанного достаточно для того, чтобы признать тритон одним из интереснейших интервалов и уяснить закономерность его помещения в таблице простых (основных) интервалов. Здесь не имелось в виду разобрать тритон в качестве увеличенной кварты или уменьшенной квинты, или увеличенные и уменьшенные интервалы в целом. Вопросы интонирования увеличенных и уменьшенных интервалов отдельно рассматриваются во второй части настоящих очерков. Место рассмотрения темы об увеличенных и уменьшенных интервалах указано в перечне последовательности прохождения учебного материала в конце первой части. Рассмотрение выразительных свойств этих интервалов следует тесно связать с хроматизмом и проблемой вводнотонности.