Тритон в гармонической и мелодической формах

Тритон в гармонической форме

Тритон в гармонической форме широко используется в опере или симфонии в драматических ситуациях для передачи состоянии напряжения, неизвестности, ожидания, неожиданности, часто в составе уменьшенного трезвучия или септаккорда. Только с того момента, как тритон включается в ясную гармоническую ткань и логика его разрешения теряет свою неопределенность, этот интервал приобретает на слух значение увеличенного или уменьшенного интервала. Тем самым выразительность интервала переключается уже на его неустойчивость, а «тритонность» интервала снимается. Такой широкий диапазон выразительности тритона и его способность к трансформации сделали его основой энгармонизма интервалов и энгармонических связей между тональностями, осуществляемых через энгармонизм интервалов.

В качестве примера замечательного использования «выразительной неясности» тритона можно привести «Франческу да Римини» Чайковского, где никакие иные средства, помимо тритона, не могли бы дать такого яркого выражения чувства беспредельности «адской бездны» и напряженного ожидания; тритоны в гармонической и мелодической форме (ходы басового голоса) пронизывают здесь всю музыкальную ткань.

Тритон в мелодической форме

Тритон в мелодической форме также широко используется для образной выразительности, связанной с указанными его свойствами. Практически Нетрудно убедиться в том, что интонировать уменьшенную квинту или увеличенную кварту легче, если разрешение известно (в сексту — терцию или квинту — кварту). Значительно сложнее петь последовательность неразрешаемых тритонов. Секвентность поможет повторить интервал, но для верного интонирования первого тритона неизбежно приходится опереться на условное, внутренне осознаваемое разрешение его, и так до того важного для созревающего слуха момента, когда тритон начинает внутренне интонироваться без вспомогательных опорных точек.

В мелодии тритон в любом виде звучит напряженно, необычно — гораздо заметнее, чем тритон в составе аккорда. В процессе отыскания внутренним слухом звука, отстоящего от тоники па интервал тритона, выразительность этого интервала переживается со всей силой.

Укажем на сквозное симфонизирующее значение мелодического тритона в «Пиковой даме» Чайковского, где он ярко проявляется, например, в секундо-тритоновых секвенциях Графини, в тематическом мотиве трех карт с его тритоновым мелодическим рельефом (до— фа-диез).