Секста

Об интонационной выразительности мелодической сексты мы уже частично говорили при сопоставлении мелодической кварты с этим интервалом.

Укажем только, что мелодическая секста типично проявляется как начальная интонация распева (ход с V ступени на тоническую терцию или с I ступени на VI) и как один из кульминационных интервалов мелодии (см. ниже о септиме). Внутренняя опора интонирования сексты может изменяться. «Интервал как выразительно-интонационный фактор может звучать как некое самостоятельное звукосоотношение наряду с другими, но может и становиться зависимым от рядом лежащего опорного — по месту, занимаемому в ладе, — тона. Скажем, секста в романтической и психореалистической европейской музыке играет большую выразительную роль как звукоряд внутри лада, но в любой момент один из ее элементов может стать приставкой, притягиваемой квинтой.

Слух, воспринимающий тонко, различает интонационное «хамелеонство» интервалов, и в этой «игре в подмену» — одна из выразительных особенностей мелодического развития и «жизни лада» (Асафьев). Многочисленные примеры мелодических (прежде всего начальных) секст педагог найдет в изобилии в романсном творчестве Глинки, Варламова и др.

Наблюдая сексту в гармонической форме, естественно ожидать, что выразительность этого интервала будет в чем-то аналогична выразительности терций («обращение»). Действительно, если исполнить один за другим 2 интервала — большую сексту соль — ми и малую сексту соль — ми-бемоль, то первый интервал прозвучит мажорно, а второй — минорно. Если после этого сопоставить большую сексту ми-бемоль — до и малую сексту ми — до, то первая прозвучит минорно, а вторая — мажорно: интервалы установили между собой ладовые связи, тем самым по-разному окрашиваясь подразумеваемым аккордовым заполнением. Абсолютной и устойчивой мажоро-минорной окраски, как это обнаруживали терции, интервал сексты с собой не несет. Сексты проявляются в указанном качестве только в сопоставлении. Отдельно взятая секста, например фа — ре, может показаться мажорной, если нижний звук представить, как V. а верхний — как III ступень Си-бемоль мажора, или минорной, как сочетание III и I и (VIII) ступеней ре минора. Легко увидеть, что изменчивый характер сексты близко связан с ощущением вводнотонности то в верхнем звуке интервала (вводнотонная направленность мажорной терции кверху), то в нижнем звуке интервала (вводнотонная направленность минорной терции книзу).

Интересный «диалог» терций и секст развертывается в Прелюдии Баха (ХТК, т. 2) на фоне мерно шагающего баса.

Кульминационная роль мелодической сексты наглядно продемонстрирована в теме Пятой симфонии Шостаковича, где от начала темы до ее завершения происходит сжатие мелодических интервалов (от сексты до унисона) при одновременном сужении «просвета» между голосами по вертикали до унисона.