Выразительность мелодической квинты

Выразительность мелодической квинты уверенно связывается в нашем сознании с национальным характером русской народной мелодики и мелодики русских классиков, почерпнувших из народного творчества эту выразительность квинты и поднявших эту ее выразительность на уровень масштабного художественного обобщения. Многопланово выявлена выразительность восходящих и нисходящих мелодических квинт в песне революционного подполья «Узник».

Квинта как слуховой горизонт напева, начальная интонация, открывающая этот горизонт, гармоническая опора, стержневой интервал мелодического движения — эти характеристики еще не исчерпывают интонационного значения этого интервала в русской мелодике. Напомним начальные интонации оперы «Иван Сусанин», хор «Родина моя, русская земля» из этой же оперы, сквозной квинтовый горизонт в романсе Антониды («Не о том скорблю, подруженьки»), начало каватины Людмилы из оперы «Руслан и Людмила», хор поселян из оперы «Князь Игорь», арию Галицкого из той же оперы, начальную интонацию интродукции из оперы «Пиковая дама», (тематически связанную с рассказом Томского), начальные интонации финала Первого фортепианного концерта Чайковского, его Колыбельной песни, Меланхолической серенады. Укажем еще на значение квинты в мелодии квартета «Слыхали ль вы» из оперы «Евгений Онегин», на мелодическое и гармоническое значение квинты в хоре «На кого ты нас покидаешь» из оперы Мусоргского «Борис Годунов», на тему I части Первой симфонии Калинникова, начальную интонацию первой арии Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова и др.

Достаточно представить значение квинты в перечисленных произведениях, чтобы разъяснить учащимся все многообразие связанных с ней контекстов. В такой форме можно говорить о выразительности квинты без опасения установить упрощенную ассоциацию только с одним песенным мотивом.

Приведем пример песни, в которой гармоническая и мелодическая квинты органически связаны и взаимодействуют.

Именно это взаимодействие естественно приводит к квинтовой интонационной перспективе в мелодике, к распевности в мелодике и гармонии русских классиков.