Квинта

Гармоническая квинта в зависимости от стиля может казаться «пустым» интервалом, если аккордовая система высказывания вызывает потребность заполнения интервала хотя бы в другом регистре.

Ожидаемый звук придает аккорду тот или другой ладовый оттенок, как терцовый тон аккорда, что усиливает ожидание и подчеркивает пустоту.

На эффекте «пустоты» гармонических квинт основана образная выразительность начала Девятой симфонии Бетховена. Особо четко осознаются незаполненность и ожидание в момент кульминации темы, когда квинтово-квартовый остов ре-минорного трезвучия энергично заполняется терцией.

Своеобразную выразительность имеет гармоническая квинта в многоголосии русской песни. Приведем пример песни, в которой восприятие квинты лишь в малой степени связано с чувством пустоты и уж вовсе не вызывает чувства ожидания терцового заполнения.

Квинта в мелодической форме так же своеобразно проявляется в русской народной песне и в русской классической музыке. Общая выразительность этой квинты характеризуется открытостью, стержневым значением интервала для мелодического распева.

Квинтовый тон лада в русской мелодике часто является сквозным, ориентирующим звуком напева, определяющим ладовую настройку интонирования. В этом смысле квинтовый тон устанавливает «мелодический горизонт» и тем самым — перспективу интонирования (об этом см. в очерках «Мелодия» и «О ладовом воспитании»).