Кварта

О кварте в гармонической форме уже говорилось, что для определения ее характера необходимо также учитывать стиль и склад музыки. Одно дело кварта в составе аккорда терцовой структуры, другое — в народном многоголосии; различны выразительные тенденции кварты в гомофоническом складе и полифоническом; кварта, будучи всегда акустическим консонансом, в одном случае в ладовом отношении может явиться консонансом, в другом — диссонирующим неустойчивым интервалом (например, в случаях, когда один из звуков кварты задержан перед разрешением в тоническую терцию).

Роль кварты в мелодическом движении многообразна. Прежде всего педагог должен указать на затактовую мелодическую кварту. Рассмотрим затактовую кварту в сопоставлении с затактовой секстой на примерах из мелодики Шуберта, для которой они в равной мере характерны.

Можно заметить, что квартовый затакт преимущественно начинает мелодию в двухдольном размере, а секстовый — в трех- или шестидольном. Затактовые кварты (см. левый столбец), устанавливая тонику, не затрагивают еще ладового наклонения, которое определяется впоследствии. Поэтому они и по ритмическим и по ладовым условиям связаны с более утвердительным и энергичным характером интонирования. Секстовые же затакты (см. правый столбец), помимо большей ритмической плавности, подчеркивают тоническую терцию и тем самым выявляют ладовое наклонение песни; они более связаны с мягким, лирическим характером интонирования.

Романсы Глинки дают примеры иного значения начальной кварты, иного ее характера. В качестве затактовой кварта в романсах Глинки появляется редко («Ночной смотр», «Прощальная песня», «Дубрава шумит»). Это — романсы с пунктирной ритмикой. Такие же замечательные по своей задушевности романсы Глинки, как «Бедный певец», «Я люблю, ты мне твердила», «Спи, мой ангел, почивай», «Жаворонок», — начинаются с кварты, но не с затактовой, а со спокойной кварты, замыкающейся в одну долю (или в один такт) как бы равно опирающейся на оба звука интервала (па оба времени доли).

Во всех случаях восходящая мелодическая кварта продолжает сохранять то общее, что ей присуще, а именно; нижний звук по отношению к верхнему является как бы его доминантой (в переменном плане). Эти взаимоотношения сохраняются и в тех случаях, когда кварта образуется другими ступенями лада.

Интонируя песню «Эй, ухнем!» и внимательно вслушиваясь в кварты до— фа, ми-бемоль — ля-бемоль, можно ясно почувствовать, что хотя первая кварта образована I и IV ступенями, а вторая III и IV ступенями переменного лада этой песни и хотя мы явно чувствуем различный характер двух кварт (более минорный и мрачный характер первой и более мажорный, волевой характер второй), все же и в той и в другой кварте проявляется общее: нижний звук устремлен к верхнему подобно «напору» доминантового звука на верхнюю тонику. Здесь в какой-то мере действует ритмический акцент па верхних звуках кварт (в первых 2 тактах). Но и при равной ритмической протяженности обоих звуков (в третьем такте) основные отношения между звуками кварты прослушиваются вполне ясно.

Кварта как начальная интонация — один из типичных признаков также и советской массовой песни. В лучших советских песнях начальная затактовая кварта обрела новую жизнь, слилась с новой мелодикой наших дней, органически включилась в современный народный интонационный строй. «Священная война» А. Александрова, «Широка страна моя родная» И. Дунаевского, песня брянских партизан «В темной роще глухой», многие песни первых лет революции — такие, как «Вперед, заре навстречу», «Среди зноя и пыли мы с Буденным ходили» и др.,— начинаются с затактовой кварты, с которой начинаются также и «Ночной смотр» Глинки, «Два гренадера» Шумана, «Марсельеза», «Интернационал». С этого же интервала начинается и Государственный гимн Советского Союза.

Выразительное значение нисходящей кварты совсем иное по сравнению с восходящей. Тем не менее она включает те же соотношения между нижним и верхним звуками, только в обратном порядке. Внутренняя опора интонирования — та же.

Эта внутренняя ладово-переменная опора (как бы ход от тоники к доминанте и обратно) сохраняется даже в тех нисходящих квартах, которые связаны с образным содержанием, далеким от решительных, иной раз жестких затактовых кварт.