Интервалы

Тема об интервалах, наряду с темой о ладе, относится к важнейшим в курсе теории. В практике преподавания теории музыки, как уже указывалось, интервал часто определяется как «расстояние между двумя звуками по высоте». Это определение неточно. Оно не удовлетворяет, в частности, по той причине, что не охватывает специфических музыкальных сторон интервала, а ограничивается констатацией чисто физических соотношений звуков.

«В теории,— пишет Асафьев,— любое соизмеримое акустическое соотношение может стать музыкальным интервалом, а на деле оказывается, что во множестве систем звукорядов разных народностей и культур довлеет интонационный отбор» («Интонация»). Музыкальная практика признает только интервалы в определенной «системе звукорядов», в определенных ладах. Значит, интервал составляют не физические звуки вообще, а музыкальные звуки, ступени (тоны). Показательно, что советская акустика в последнее время пришла к установлению «ступеневых качеств» интервалов отдельно от «элементарных» их качеств, то есть к признанию того, что закономерности, проявляющиеся в живом музыкальном интонировании и восприятии музыки слушателями, не укладываются в общие акустические положения.

1 Теория зонности слуха
2 О ступеневой и тоновой величине интервалов
3 Обозначение интервалов
4 О консонантности и диссонантности интервалов
5 Диссонанс в музыкальном произведении
6 Об осознании интервалов в их ладовом и мелодическом значении
7 Наглядные таблицы интервалов
8 О выразительных свойствах диатонических интервалов
9 Интонационные образования
10 Выразительность простых интервалов
11 Прима, секунда.
12 Терция. Гармонические терцовые соотношения
13 Кварта
14 Квинта
15 Выразительность мелодической квинты
16 Секста
17 Септима
18 Октава
19 Тритон
20 Тритон в гармонической и мелодической формах
21 Сочетания гармонических и мелодических тритонов