Комическая опера Т. Хренникова

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора

Опера Т. Хренникова «Безродный зять» (в первой редакции «Фрол Скобеев») вот уже более четверти века идет на сценах театров. Как известно, после постановки оперы «В бурю» композитор долго искал сюжет для нового произведения, пока не остановился на предложении В. И. Немировича-Данченко. Чем же заинтересовала его старинная русская повесть о похождениях Фрола Скобеева, почему она получила в музыке черты новой привлекательности?

Прежде всего потому, что в опере отчетливо проявились многие важные качества таланта композитора, которые тесно связывают его с нашей современностью. Автор чувствовал себя привольно, создавая атмосферу молодости и оптимизма, этот своеобразный апофеоз дружбы и любви. Его привлекала и самая возможность непосредственного эмоционального высказывания. В опере по-новому раскрыты черты, знакомые по первым произведениям композитора, вернее сказать, являющиеся свойствами его человеческой и творческой натуры, и именно они, в заново откристаллизовавшейся форме, во многом определили характер его комической оперы. К ней тянутся нити и от юношеского фортепианного концерта, и от многих песен (прежде всего — прекрасного цикла песен из музыки к шекспировской комедии «Много шума из ничего»), и от первой оперы. Конечно, со времени появления всех этих произведений прошло много лет, композитор накопил большой опыт и по-новому раскрыл свое дарование.